Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассмотрения заявленной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, авантюризм – это явление многогранное и сложное, имеющее непосредственную связь с мошенничеством, плутовством, аморальным поведением, аферизмом.
Во-вторах, авантюризм в художественной литературе в той или иной форме и объеме присутствовал в каждой исторической эпохе.
В-третьих, роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928) – это одна из важнейших вех в понимании истории русской авантюрной литературы.
Таким образом, особенности авантюризма, неотъемлемое его присутствие в художественной литературе, а также особая значимость в этом плане романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», - все это в совокупности делает рассмотрение темы «Образ авантюриста в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»» актуальным.
Целью данной работы является выявление образа авантюриста в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Названная цель реализуется путем постановки о осуществления следующих задач:
1) рассмотреть биографии авторов и история создания романа;
2) определить жанровые особенности и исторический контекст романа «Двенадцать стульев»;
3) охарактеризовать образ авантюриста в художественной литературе;
4) изучить образ Остапа Бендера как персонажа-авантюриста.
Объект исследования – роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
Предмет – особенности образа авантюриста в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
Особый вклад в рассмотрение данной темы внесли следующие исследователи: Т.С. Афанасьева, С. Беляков, Ф. Бородинова, А. Ветлугин, Б.Е. Галанов, А.И. Кузьмин, М. Липовецкий, Е.М. Мелетинский, Д.А. Николаев, М.П. Одесский, Б. Сарнов, С. Семанов, А.Н. Старков, Л. Тимофеев, Д.М. Фельдман, И.Ю. Тимофеева. Ю.К. Щеглов, Л.М. Яновская и др., рассмотревшие отдельные аспекты заявленной темы.
Методы исследования: метод анализа публикаций по данной теме, метод сравнения и сопоставления, метод синтеза и логической группировки выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»: исторический и жанровый аспекты
1.1 Биографии авторов и история создания романа
Илья Ильф и Евгений Петров – это псевдонимы советских писателей – сатириков. Настоящее имя Ильи Ильфа – Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг. Он родился в 1897 году и ушел из жизни в 1937 году. В свою очередь под Евгением Петровым скрывался Евгений Петрович Катаев, который родился в 1902 году и ушел из жизни в 1942 году. Оба они были уроженцами города Одессы.
Илья Ильф на шесть лет был старше Петрова и в качестве писателя, также начался лет на шесть раньше. О молодых годах Ильфа, к сожалению, известно мало. Его отец был банковским служащим. У будущего писателя было три младших брата. Семья жила бедно, Ильф занимался в одесском среднем техническом училище. В этот период он много читал. После окончания в 1913 году училище, Ильф начал работать в чертежном бюро, затем трудился на телефонной станции, служил механиком на авиационном заводе Анатры, наконец, работал на фабрике ручных гранат и в ряде других мест .
В 1920 году города Одесса праздновала освобождение. И в него вместе с Красной Армией возвратились и молодые литераторы. Среди них был и Валентин Катаев, который на фронте командовал артиллерийской батареей. Постепенно в Одессе происходит оживление деятельности литературных групп и кружков.
Молодые художники и поэты, которые стремились активным образом сотрудничать с советской властью, собирались в большом запущенном зале покинутой барской квартиры на улице Петра Великого. Ее в то время каким-то образом занял некий Митя Бендер. Он стихов не писал, однако водил дружбу со всей пишущей братией. Кроме этого, как и его литературный однофамилец, он умел неплохо устраиваться и, скорее всего, послужил для Остапа Бендера в качестве одного из прототипов .
Далее молодые поэты Багрицкий, Катаев, Олеша трудились в Югроста. В Югроста также начинал работать и Илья Ильф. Он практически всегда посещал собрания на улице Петра Великого, однако своих произведений почти не читал. Тем не менее, его мнением и замечаниями дорожили. Сотрудничая в Югроста, а также в одесских газетах, Ильф тем самым приобретал необходимые ему навыки, весьма пригодившиеся в «Гудке». Он также накапливал интересные житейские наблюдения, ставшие затем основой для его писательского труда.
Евгений Петров-Катаев, в отличие от Ильфа, вовсе не думал о профессии писателя или журналиста. В литературу его приводит старший брат, Валентин. Ранняя кончина отца заметно изменила судьбу Петрова. Так как учитель истории Петр Васильевич Катаев уходит из жизни, оставив свою семью без средств к существованию, то на этом заканчивается относительно благополучное существование будущего писателя. Евгению Петрову весьма рано пришлось начинать самостоятельную жизнь. Так, он начинал продавать билеты на литературные вечера, устраиваемые в Одессе Катаевым, Багрицким и Олешей. Но это не приносило дохода. В 1920 году, Петров только закончив классическую гимназию, выполняет роль районного корреспондента Украинского телеграфного агентства. Позднее он устраивается инспектором на службу в уголовный розыск.
Будущие земляки-одесситы, соавторы, в Москве оказались не позднее 1923 года. При этом поэт и журналист Илья Арнольдович Файнзильберг берет еще в Одессе, как уже указывалось выше, псевдоним Ильф, при том, как Евгений Петрович Катаев, являющийся бывшим сотрудником одесского уголовного розыска свой псевдоним выбрал, скорее всего, после смены профессию. Начиная с 1926 года Петров вместе с Ильфом трудятся в газете «Гудок», которая в то время издавалась Центральным комитетом профессионального союза рабочих железнодорожного транспорта СССР.
Трудился в газете «Гудок» также и Валентин Петрович Катаев (1897-1986), который приходился Петрову братом, а Ильфу – другом. Он в Москву приехал немного раньше. Однако в отличие от брата и друга Ильфа к 1927 году успел стать литературной знаменитостью, ведь он в центральных журналах печатал прозу, его пьесу ставил МХАТ, к выпуску его собрание сочинений готовило одно из крупнейших в то время издательств под названием «Земля и фабрика».
Ильф и Петров в своей шутливой автобиографии указывали, что родились. Имеется в виду, что первое рождение – под своим именем, а второе – под псевдонимом. Эти оба эти события происходят в Одессе .
В свою очередь встречу будущих авторов «Двенадцать стульев» можно обозначить как третьим рождением. Ведь с самого начала содружество Ильфа и Петрова оказалось настолько полным, таким органичным и естественным, что критики практически не задумывались о писательской биографии каждого отдельного автора. То есть считалось, что индивидуальное исчезло бесследно, словно растворилось в данном содружестве. Журналы и газеты писали о новом веселом авторе, у которого двойная фамилия Ильф-Петров. Более того, встречались и такие статьи, где оба имени писались еще более слитно, а именно: Ильфо-Петров. Сами же сатирики весьма охотно поддерживали шутки относительно «странной» судьбы двойного писателя Ильфа-Петрова. Несмотря на то, что это были два человека, каждый из которых с отдельной судьбой, тем не менее, в плане литературного творчества их подавляющее большинство исследователей воспринимают именно как одного человека. Однако это не совсем правильно.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Афанасьева, Т.С. Интеграция архетипов плута и демона в образе Остапа Бендера [Текст] / Т.С. Афанасьева // Вестн. Южно-Уральского гос. гуманитар.-пед. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 41.
2. Беляков, С. Одинокий парус Остапа Бендера. Литературные раскопки [Текст] / С. Беляков // Новый мир. – 2005. – № 12. – С. 81–108.
3. Бондарева, А. «Двенадцать стульев»: почему мы до сих пор смеемся над этим романом? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog-russia.storytel.com/ (дата обращения: 14.12.2020)
4. Бородинова, Ф. Роль обмана в характеристике главных персонажей романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» / Ф. Бородинова // Альманах современно науки и образования Тамбов: Грамота, 2007. № 3 (3): в 3-х ч. Ч. III. C. 33-35 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.net/materials/1/2007/3-3/14.html (дата обращения: 15.12.2020)
5. Ветлугин, А. Авантюристы гражданской войны / А. Ветлугин // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). – М., ИНИОН РАН, 1999. – Т. 3. – С.218-221.
6. Галанов, Б.Е. Илья Ильф и Евгений Петров [Текст] / Б.Е. Галанов. – М.: Сов. писатель, 1961. – 312 с.
7. Ильф, А. Ильф-Петров – сиамские близнецы? [Текст] / А. Ильф // Вопр. литературы. – 2010. – № 1. – С. 488–507.
8. Кузьмин, А.И. Гоголевские традиции в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» [Текст] / А.И. Кузьмин // Классическое наследие и современность. – Л.: Наука, 1981. – С. 285–293.
9. Липовецкий, М. Трикстер и «закрытое» общество [Текст] / М. Липовецкий // Новое литературное обозрение. – 2009. – № 100. – С. 224–245.
10. Литературные архетипы и универсалии [Текст]: сборник / под ред. Е. М. Мелетинского. – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2001. – 431 с.
11. Мандельштам, Н.Я. Вторая книга [Текст] / Н.Я. Мандельштам. – М., 1990. – 256 с.
12. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. – М, 1994. – 274 с..
13. Нарбут, Т.Р. Владимир Нарбут [Текст] / Т.Р. Нарбут, В.Н. Устиновский // Новобасманная, 19. – М., 1990. – С. 322–325.
14. Николаев, Д.А. Русская проза 1920-1930-х годов: авантюрная, фантастическая и историческая проза [Текст] / Д.А. Николаев. – М.: Наука, 2006. – 688 с.
15. Ноткина, А.Б. Ильф, Петров [Текст] / А.Б. Ноткина // Русские писатели 20 века. Биографический словарь. – М.: БРЭ, 2000. – С. 309–311.
16. Одесский, М.П. Легенда о великом комбинаторе (в трех частях с прологом и эпилогом) [Текст] / М.П. Одесский, Д.М. Фельдман // Золотой телёнок: Первый полный вариант романа / Ильф Илья, Е. Петров. – М., 2000. – С. 5-62.
17. Одесский, М.П. Москва Ильфа и Петрова («Двенадцать стульев») [Текст] / М.П. Одесский, Д.М. Фельдман // Лотмоновский сборник. – М., 1997. – Т. 2. – С. 743-764.
18. Сарнов, Б. Ильф и Петров на исходе столетия [Текст] / Б. Сарнов // Литература-ПС. – 2000. – №47. – С. 5–12.
19. Семанов, С. Из жизни великого комбинатора [Текст] / С. Семанов // Слово. – 1990. – № 3. – С. 17–21.
20. Старков, А.Н. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова [Текст] / А.Н. Старков. – М., 1969. – 214 с.
21. Тимофеев, Л. Пути развития литературы периода иностранной военной интервенции и гражданской войны [Текст] / Л. Тимофеев // Лекции по истории русской советской литературы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1953. – Кн. 2. – С.29-30.
22. Тимофеева, И.Ю. Авантюризм в русской культуре конца XVII - первой четверти XIX века [Текст]: автореф. дис. ... канд. культурологич. наук / И.Ю. Тимофеева. Комсомольск-на-Амуре, 2005. – 24 с.
23. Христиансен, Б. Философия искусства [Текст] / Б. Христиансен. – СПб., 1971. – 244 с.
24. Щеглов, Ю.К. О романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» [Текст] / Ю.К. Щеглов // И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев: Ю.К. Щеглов. Комментарии. – М.: Панорама, 1995. – 653 с.
25. Яновская, Л.М. Об И. Ильфе и Е. Петрове, их жизни и их юморе [Текст] / Л.М. Яновская. – М.: Наука, 1969. – 216 с.